preloader
15.04.2018

Фрегат Экоджет: цифровая платформа для авиации

Программа «Фрегат Экоджет» станет открытой цифровой платформой в области проектирования летательных аппаратов и авиационных систем, открывая всем заинтересованным компаниям возможность оценить ее преимущества, а также представлять на ней собственные технологии, сервисы, продукты и решения.

Идея создания программы, которая бы позволила адаптировать под текущие потребности рынка научно-технический опыт в области исследований и проектирования широкофюзеляжных самолетов, накопленный российским авиапромышленным комплексом, возникла в процессе совместной работы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и ФПГ «Росавиаконсорциум».

С целью решения поставленной задачи была инициирована программа создания ближнесреднемагистрального широкофюзеляжного самолета для обеспечения характеристик самолета следующего поколения — «Фрегат Экоджет».

В течение последующих лет, при активном сотрудничестве с десятками других национальных и международных авиационных центров, был успешно пройден путь от определения общей концепции будущего самолета, экспериментальных и расчетных параметрических исследований в части аэродинамики, прочностии т. п.до формирования технического предложения.

Следует отметить сотрудничество с Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского» в рамках программы «Фрегат Экоджет». На его базе проводится комплекс прочностных и аэродинамических испытаний, работ по формированиюнаучно-техническогозадела и развитию будущего перспективного самолета.

ЦАГИ с успехом удается сочетать высокий уровень фундаментальных базовых знаний, традиционных вычислений и исследовательских методик с новейшими направлениями развития передовых технологий, таких как облачные вычисления, искусственный интеллект и т. п.

Помимо конструкторской проработки самолета, особое внимание было уделено исследованиям потребностей рынка,технико-экономическимрасчетам, определению требований к будущему продукту. Был разработан проект узловой агрегатной сборки самолета и определен шорт-листплощадок для размещения финальной сборочной линии с учетом логистики. Подготовлен сертификационный базис по национальным и европейским стандартам.

В 2014 году по инициативе ФПГ «Росавиаконсорциум» учреждена компания с целью создания единого центра управления программой «Фрегат Экоджет».

Стратегическим направлением работы стала модернизация существующих процессов проектирования с использованием новых технологических возможностей для организации единой информационной среды. Выполнение работ этапа эскизного проектирования самолета было организовано в концепции цифрового конструкторского бюро.

В основу управления программой «Фрегат Экоджет» легли принципы открытой архитектуры и использования распределенных ресурсов, что позволило решать ресурсоемкие расчетные задачи, выполнять необходимые исследования и конструкторские работы в режиме распределенного проектирования.

На базе цифрового КБ была определена конструктивно-силоваясхема фюзеляжа, компоновка и центровка; составлена весовая сводка конструкций планера; разработаны конечно элементные модели высокой степени подробности; создан цифровой макет самолета.

В 2017 году был реализован комплекс работ по внесению изменений в конструкцию планера «Фрегат Экоджет». Новая концепция семейства широкофюзеляжных среднемагистральных самолетов получила название «Фриджет».

Особенностью нового решения стало применение распределенной маршевой силовой установки из четырех двигателей, что создало условия для реализации целого ряда других конструкторских решений, включая принципы более электрического самолета, выводящих продукт на траекторию развития самолета завтрашнего дня.

Программа вплотную подошла к очередному этапу — определению технического облика самолета «Фриджет». Уточняется концепция энергетики самолета, разрабатываются первичные спецификации для самолетных систем. Формируется перечень компаний в авиационной отрасли, которые могли бы выступить в качестве возможных поставщиков современных и перспективных авиационных технологий, систем и оборудования.

В компании накоплен опыт совместного использования ресурсов десятков специалистов, обладающих уникальными компетенциями. Их деятельность организовывается на уровне проектных команд, а все процессы, необходимые для координации и выполнения работ, обеспечиваются в единой информационной среде. Данные, полученные в результате выполнения работ, оцифровываются, агрегируются, анализируются и передаются далее любому участнику (пользователю, системе, устройству) в режиме реального времени.

В результате удается существенно снизить транзакционные издержки и сократить сроки выполнения работ, обеспечивая при этом их высокое качество. Разработка аванпроекта нового самолета «Фриджет» в линейке продуктов программы «Фрегат Экоджет», включая исследования и вычисления, направленные на доказательство реализуемости нового решения в заданных параметрах, была выполнена всего за три месяца.

Учитывая общие тенденции развития высокотехнологичных решений и имеющийся опыт их внедрения в компании «Фрегат Экоджет», в ближайшей перспективе программа «Фрегат Экоджет» станет открытой цифровой платформой в области проектирования летательных аппаратов и авиационных систем, открывая всем заинтересованным компаниям возможность оценить ее преимущества, а также представлять на ней собственные технологии, сервисы, продукты и решения.

Платформенная модель обеспечивает все необходимые условия для накопления неограниченного количества технологических решений.

Любой проект, открытый на платформе, характеризуется набором технических и экономических требований, в соответствии с которыми осуществляется отбор предложений, подходящих для внедрения. Отношения между участниками выстраиваются на уровне алгоритмов, обеспечивающих прозрачность и контролируемость процессов взаимодействия.

Открытая платформа также является совершенным полигоном для испытания, совершенствования и развития представленных на ней технологий. Поставщики оказываются в условиях совершенной конкуренции, что создает им дополнительные возможности для организации совместной работы и кооперации с другими участниками. Это база для сотрудничества разработчиков, производителей систем, оборудования, структурных элементов, поставщиков эксплуатационных и сервисных решений на любом этапе жизненного цикла продукта.


Автор: